Думал ли Святослав Рерих, сын всемирно признанного художника, философа и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха, что переданное им в 1990 году на родину наследие его семьи станет предметом многочисленных скандалов и судебных разбирательств? Вряд ли, но дело обстоит именно так.
В Арбитражном суде города Москвы рассматривается сразу шесть исковых заявлений Международного центра Рерихов (МЦР), в том числе об истребовании 188 картин, изъятых в 2017 году у МЦР и оказавшихся на сомнительных основаниях во владении Государственного музея Востока (ГМВ).
Напомним, что передача в 1990 году сотен картин, большого количества документов, рукописей и различных артефактов сопровождалась принципиальным условием Святослава Рериха: все эти предметы должны были лечь в основу создаваемого в Москве общественного Центра-музея имени Н.К. Рериха. Именно общественного, на чем настаивал Святослав Николаевич. Правительство выделило помещение в центре Москвы — полуразрушенную усадьбу Лопухиных. Силами энтузиастов и меценатов строение привели в божеский вид, смонтировали необходимое оборудование, и музей заработал.
Теперь о сути иска. Те 188 картин, о которых идет речь, никогда не являлись субъектом дарения. Уже после открытия музея в разное время они были приобретены на аукционах, выкуплены у частных коллекционеров и пожертвованы МЦР третьими лицами. Тем не менее следственные органы, которые сыграли свою роль при выселении и ликвидации музея Н.К. Рериха, наложили арест на часть полотен, а 72 из них были переданы в Государственный музей Востока.
В подтверждение права собственности суду был представлен акт, по которому один сотрудник Музея Востока передавал эти картины на хранение другому сотруднику этого же музея. Последний шаг лишен вообще какой бы то ни было логики, поскольку ГМВ — учреждение государственное, а еще 25 ноября 2005 года приказом Федерального агентства по культуре и кинематографии №667 указанные картины были включены в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации. Этот приказ никто не отменял, а в соответствии с Федеральным законом «О Музейном фонде и музеях в Российской Федерации» предметы, включенные в негосударственную часть Музейного фонда, не могут относиться к государственной собственности (статьи 13 и 19 закона). К тому же ни решений суда, ни каких-либо актов поступления в ГМВ художественных произведений на ответственное хранение не существует.
На этом странности не заканчиваются, и возникают опасения в отношении целостности изъятого наследия. Государственный музей Востока в своем отзыве сообщил, что не владеет двумя картинами Рерихов из списка, указанного в иске МЦР, и их местонахождение ему неизвестно. (Речь идет о карандашном рисунке Юрия Рериха на бумаге «Озеро», датированном 1917 годом, и карандашном портрете Н.К. Рериха на фанере того же автора, созданном годом позже.)
Однако на судебном заседании, прошедшем 19 января 2021 года, Международный центр Рерихов представил доказательства того, что в мае 2017 года, то есть уже после фактического выселения МЦР, эти две картины находились в усадьбе Лопухиных и были описаны членами комиссии Государственного музея Востока. Это подтверждается видеозаписью действий комиссии ГМВ в депозитарии музея. В кадре присутствуют бывший сотрудник ГМВ, а ныне хранитель Музея Николая Рериха в Нью-Йорке Дмитрий Попов, а также действующий сотрудник ГМВ Лариса Келим и… два чудесным образом исчезнувших рисунка Юрия Рериха.
На последнем заседании арбитражного суда судья даже не вспомнил о «недостаче». Представителю МЦР пришлось вновь обратить внимание Фемиды на этот факт. Присутствовавший в зале адвокат ГМВ заверил, что две упомянутые работы имеются в наличии, однако никаких подтверждений тому не представил. Судье этого хватило. Как сообщили нам в Международном центре Рерихов, нельзя исключать факта хищения, поэтому в Главное следственное управление СК России по г. Москве подано заявление о возбуждении уголовного дела. Теперь, как говорится, ждите ответа.
Увы, нынешний казус с ГМВ не единственный. В конце 1970-х годов С.Н. Рерих передал в Советский Союз для организации временных передвижных выставок 288 картин Н.К. Рериха и своих, которые уже в 1980-е годы попали в Государственный музей Востока. Но в ходе проверок, проведенных Минкультуры и Счетной палатой по инициативе Международного центра Рерихов, выяснилось, что в списках ГМВ значатся только 282 картины. Более тщательную проверку никто провести не удосужился. Да и кто сегодня поручится, что из оставшихся произведений все подлинники и среди них не затесались копии. Печальный опыт других авторитетных собраний художественных ценностей тому пример.
Николай Осипов